Главная

yandex

rambler

google

Крепости Керчи

Гостевая книга ( P )

Обратная связь

 

(или сказ о том, как относились к "слабому полу" наши далёкие предки)ЖЕНЩИНА - ДРУГ ЧЕЛОВЕКАВасилий Дмитриевич Поленов. "Христос и грешница". 1888 год.

 

 

 

Церковный взгляд на женщину в Святом Писании.

 

fullsize.jpg

 

Подробнее

Древнеримские мифические имена.

 

fullsize (1).jpg

 

Подробнее

 

 

 

 

542bc5ca5b533.jpg

 

Подробнее

442102_57467532[1].jpg

 

Смотреть

 

Фильмы в тему.

 

НАСЛЕДНИЦЫ АФИНЫ

 

ДЕВЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

 

 

СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ КРАСАВИЦ.

 

hqdefaultCAE9WT5S.jpg

 

Смотреть

Забытые царицы Египта.

 

 

 

 

ЗДЕСЬ СМОТРИТЕ: "ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ ЖЕНЩИН.

 

 

Ответы на вопросы "подпольного атеистического кружка".

 

 

 

Приложение №1: Как Библия смотрит на женщин.

Приложение №2: Лилит - первая жена Адама.

Приложение №3: Как создавались "Христос и грешница".

 

    А, действительно, как? Наверное, многим в этой связи вспоминается старый анекдот: «Обычай пропускать женщину вперёд исходит к первобытным мужчинам, которые при выходе из пещеры вначале пропускали свою «половину», и если её не съедал дикий зверь, - выходили сами». А между тем, кто так думает, не далёк от истины. Помните, что говорил  знаменитый греческий философ Сократ?  «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Философ же Аристотель, учитель Александра Македонского, считал, что «женщина является женщиной в силу отсутствия мужских свойств, поэтому мы должны видеть в женщине существо, страдающее природной неполноценностью». А Гиппократ из Эфеса полагал, что «лишь дважды радуется тебе жена: в день свадьбы и в день похорон».

   «В детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности – мужу, после смерти мужа – сыновьям… Женщина никогда не должна быть свободна от подчинения»,  - гласят индийские «Законы Ману». «Благодарю тебя, Господи, что ты не сотворил меня женщиной!» – повторяет в молитве ортодоксальный иудей. Иудеи, к слову, относились к женщинам как к имуществу, что закреплено и в Библии. Помните знаменитую заповедь «не пожелай»: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» - читаем мы в книге «Исход» в 20 главе, 17 стихе. Из текста видно, что женщина приравнивается к волу, рабу и прочей хозяйской утвари, являющейся собственностью мужчины.  «Мужья стоят над жёнами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими» – увещевает Коран (Сура 4, аят 38).

 

 

Женщины в исламе и христианстве.

 

 

   Что касается Библии, то и здесь мы найдём премного любопытного. Заглянем хотя бы в12-ю главу книги Левит. В упомянутой главе, например, говорится, что, родив ребенка (мальчика), женщина считается нечистой в течение 6 недель, а, родив девочку—12 недель, и должна принести очистительную жертву.

   Библейское сказание о сотворении Евы из «ребра» мужчины, как не странно, послужило основой для серьёзных нападок на женщину. Ведь в Библии говорится, что после сотворения Адама Бог «вдохнул» в него бессмертную душу. Относительно же Евы – таких указаний нет. О том, вдохнул Бог в Еву душу или нет, как это не парадоксально, во многом зависела судьба многих женщин. Ведь если нет, значит, женщина является существом  неодухотворённым. Многие даже стали сомневаться, является ли женщина вообще человеком. В 585 году христианские священники на масонском Вселенском Соборе специально обсуждали этот вопрос и после долгих дискуссий большинством только в один голос формально признали,  что пусть «ледащая душа» у женщины, но все-таки имеется. Такое поистине «героическое» признание оказалось возможным благодаря тому спасительному месту Священного Писания, где указывается, что Сын Божий Иисус Христос был в то же время и сыном человеческим, так как мать его Мария была человеком.

   Тем не менее, современники подвергли сомнению это решение Собора и в течение многих веков вновь и вновь возвращались к этой проблеме. Так, в 1690 году во Франкфурте вышла книга под названием: «Женщина не человек», а в 1750 году в Лейпциге появилась книга: «Любопытное доказательство, что женщина не принадлежит человеческому роду»….

   В проекте конституции одного из лидеров движения декабристов – Никиты Муравьева- Апостола – можно найти важную оговорку: «Женщина не только не является субъектом политических прав, но ей даже запрещено присутствовать на открытых заседаниях высшего законодательного органа».

   Прошли века, а мнение не изменилось. Огюст Конт, известный учёный, философ, которого принято считать основоположником социологии писал, что неравноправное положение женщины в обществе определяется «естественной слабостью женского организма, общественного равенства между мужчиной и женщиной не может быть, а исключительное призвание женщины – семейные обязанности».  А вот как определялась роль женщины в «Книге о супружеской жизни», вышедшей в свет в 1943 году в Европе: «Долг женщины по отношению к её мужу состоит в том, чтобы служить ему со смирением, быть скромной в речах и одежде, следить за порядком доме и вести хозяйство». И это всё!…

   Христианство также внесло свою ощутимую лепту в понимание данного «вопроса». «Жена да учиться в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева…» - читаем мы в Первом послании Тимофею апостола Павла.

В Первом же послании Коринфянам  читаем: «...хорошо человеку не касаться женщины». И далее: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…», «а жена да боится (своего) мужа» - находим мы всё у того же Павла.

   На протяжении многих веков во всех странах мы видим женщину как человека «второсортного», закрепощённую семьёй и государством. На Руси существовал домострой, и когда девушка выходила замуж, то отец передавал мужу плеть, сто символизировало передачу власти.

    В различные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространён миф о женщине-ведьме, и много женщин стало его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице нашёл отражение в творчестве ряда крупных писателей. В XX веке в бывшем Советском Союзе господствовал миф о суперженщине: матери, работнице и общественной деятельнице одновременно.

   Поразителен парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более подчинённое положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б.Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту». Мы это воочию увидели, обратившись только что к истории. Что же будет с женщинами и отношениями к ним в веке  XXI-ом – покажет время…

 

Николай Мордиков.

 

 

Приложение №1.

Осипов А.А.
Как Библия смотрит на женщин.


   Основой христианского учения является Библия. Из нее христиане усваивают и свои взгляды на женщин. Что же это за взгляды? Откроем страницы «священного писания».
Вот легенда о сотворении человека. В первой главе книги Бытия говорится, что бог одновременно «сотворил» мужчину и женщину в виде обоеполого существа. Но уже во второй главе другой писатель «божественных откровений» вносит разъяснение: женщина была сотворена позже из ребра Адама, она—плоть его. Недаром католические архиереи и кардиналы веками спорили о том, есть ли душа у женщины или она — лишь «бого-сотворенное орудие» для умножения человеческого рода. Объясняя суть «таинства» брака, католический и лютеранский катихизисы оставляют за женщиной только обязанность деторождения. Женщина оказывается существом второстепенным, второразрядным. Законами древнего жестокого мира, эпохой полного бесправия и порабощения женщин веет от этих «откровений».
   Перелистаем третью главу книги Бытия. Женщина выводится здесь падшей, преступницей, подтолкнувшей своего мужа на неповиновение богу. Она — причина разрыва людей с небом, причина всех грозных бед, обрушившихся на мир, подсудимая... И только в единственной признанной за ней функции — деторождении ей дается надежда, что, родив в будущем «спасителя мира», одна из женщин окажет миру «добрую услугу». Этими библейскими сказками мир угнетения пытался оправдать лишение женщины всех прав и простого человеческого достоинства. В конце той же третьей главы говорится о божьем приговоре, которым женщина обречена на родовые муки, на вечное подчинение мужчине. Удел женщины, учит Библия, страдать, терпеть и подчиняться.
Вглядимся в образы женщин, имена которых приведены в так называемой 1-й Моисеевой книге Бытия. Это — либо покорные рабыни своих мужей, либо женщины, наделенные множеством отрицательных черт. Сварливая и своекорыстная Сарра, жена Авраама, заносчивая Агарь, наложница Авраамова, жена Лота, погибшая из-за привязанности, к преступным жителям городов Содома и Гоморры, и его же развращенные дочери, блудящие с опьяненным ими же отцом. Интригующая против одного из своих же сыновей жена Исаака Ревекка, ненавидящие друг друга сестры Лия и Рахиль — жены Иакова, блудящая с его же пасынком наложница Балла, вступающая в физическую связь со свекром Фамарь...
   В остальных четырех «Моисеевых книгах» этот перечень умножается. Ссорящаяся с мужем жена Моисея Сепфора, завистливая сестра его Мариам... Через женщин моавитских вошел «соблазн язычества» в среду евреев у Иордана.
Если от Пятикнижия мы обратимся к последующим книгам, то единственной благосклонно отмечаемой в книге Иисуса Навина женщиной является проститутка Раавь, предающая свою родину.
   Правда, книга Судей отмечает кроткую покорность и патриотизм дочери судьи Иеффая. Но и в этой книге тоже излагаются примеры коварного поведения двух жен — предательниц судьи Самсона-богатыря. И так на протяжении всей Библии утверждается огромный перевес грязного и скверного в женщинах над добрым и примерным.
   На таких библейских примерах в женщинах веками воспитывалось сознание слабости, ничтожества, неполноценности.
  Отрицательной характеристике женских образов полностью соответствуют и библейские законы о женщинах. Вот, например, 12-я глава книги Левит. «Священное писание» утверждает, что бог может творить только доброе и хорошее. Но для женщины он, оказывается, сделал исключение. В упомянутой главе книги Левит, например, говорится, что, родив ребенка (мальчика), женщина считается нечистой в течение 6 недель, а родив девочку—12 недель, и должна принести очистительную жертву.
Мы считаем рождение ребенка великим торжеством, радостью. А по Библии—это нечистый акт. Если верить Библии, бог сам повелел людям плодиться и размножаться. Таким образом, он сам создает действие, им же объявляемое нечистым. Этот древний религиозный закон соблюдается церковью и в настоящее время: ежегодно 15 февраля церковь отмечает праздник Сретения — день, когда «богородица», легендарная мать легендарного евангельского «сына божия», приходила якобы брать молитву очищения от своей нечистоты. Хотя христиане и именуют деву Марию в молитвах «пречистой», но и она не избежала женского унижения. Впрочем, как говорят евангельские легенды, она и во время проповедей своего сына стояла только в стороне, за толпой.
Верующие женщины, следуя этому порочащему их закону, и в наши дни приходят в храм брать «очистительную» молитву, не смея до этого присутствовать даже при крещении собственных детей.
   До сих пор сохраняется порядок, при котором только младенца мужского пола священник вносит в алтарь, а девочку, как нечто второразрядное, кладет на пол перед иконостасом около изображения «богородицы». Мать же еще и заплатит «отцу духовному» за это глумление.
   По Библии бог сотворил женщину. И он же объявил естественные ежемесячные отправления организма, им сотворенного, нечистыми и скверными. Скверно, значит, сотворил!.. С него и спросить бы! А женщина за это ему еще и кланяться обязана.
«Богодухновенная» библейская книга Притчей Соломоновых глумится над женщинами, объявляя их сосудами скверны, источниками соблазнов. Если нужда и горе, говорится в этой книге, доведут женщину до падения, то и сгнить и погибнуть ей на дне жизни; земля и небо возмутятся, если позорная женщина выйдет замуж или женщина-служанка займет место госпожи своей. Так религия освящает классовое угнетение женщины, неравенство и эксплуатацию (Притч., гл. 30, ст. 23).
Новый завет, якобы принесенный на землю легендарным евангельским Христом, тоже внес свой вклад в унижение и закрепощение женщины, указывая ей, что она «связана законом, пока жив ее муж» (1-е Коринф., гл. 7, ст. 39), что в знак смирения и подчинения она обязана ходить «с покрытой головою» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 3 и 5). До сего дня этот символ унижения поддерживается ретивыми фанатиками —православными священниками и сектантскими проповедниками, рабски приемлется их доверчивыми жертвами.
Женщинам предлагается помнить, что «не муж от жены, а жена от мужа» (т. е., что Ева сотворена из ребра Адама), хотя нелепость этой сказки разоблачают и анатомия, и физиология, и сама жизнь (1-е Коринф., гл. 11, ст. 8).
Религия внушает женщине, что она должна смиренно «поучаться в безмолвии» (1-е Тимоф., гл. 2, ст. 11), «бояться мужа» (Ефес., гл. 5, ст. 23).
   Как «сосуд нечистоты и страстей» (выражение, постоянное в старинных проповедях и поучениях), женщина лишена права священнослужения. Более того, она не имеет права входить в алтарь...
   В храме женщина должна занимать левую, по понятиям церкви второстепенную, сторону. Во многие древние монастыри ее не допускали вообще, как не допускают до сего дня в монастырь Старый Афон в Греции. И монахи, рожденные матерями, считают себя «равноангельским ликом» за то, что не живут с женами. Один из монашеских «святых» авторитетов — Исаак Сирянин — внушает, что лучше монаху выпить яд, чем сесть за одним столом с женщиной, хотя бы это была его мать или сестра.
В православной церкви до сего дня существует закон, гласящий: «В нем же храме дитя родит мати, не достоит влазити в онь три дни. Потом помыти всюду и молитву да сотворят якоже над сосудом осквернившимся. И всем ту бывшим взяти молитву чистая. И та повлазити».
   Среди молитв, в разное время составлявшихся, в церкви мирно уживаются такие, как «Очищение храма, в нем же дитя родится» и «Очищение храма, в нем же сука ощенится». За такое унижение в молитвах перед богом женщина-мать обязана называть его «боже милостивый» и «отче наш».
За призрачные утешения, которыми «одаряет» религия женщину, обещая несуществующее «царство небесное» в «обителях» бога, она вынуждена расплачиваться собственным унижением, терпеть издевательства и презрение.
В Воронеже, куда я ездил читать лекции, подошла ко мне на улице молодая женщина, со вкусом, скромно одетая, и сказала:
— Вот вы учите против религии. А мне в церкви дали книгу: творения святого отца Григория Богослова. Вот она. Разве плохо в ней о нас, женщинах, написано? А вы веру ругаете. Слушайте! И она начала читать:
— «Лучшая драгоценность для женщины — добрые нравы, то есть сидеть больше дома, беседовать о божием слове, заниматься тканьем и пряжей (это обязанность женщин), избегать разговоров, на устах» на глазах и на ланитах носить узы, не часто переступать через порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин...» Или еще: «Во-первых, почитай бога, а потом супруга — главу твоей жизни, руководителя твоих намерений... Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине. Твоя мудрость — покоряться законам супружества. Когда муж раздражен, уступи ему...»
Она внимательно смотрела на меня, и я видел, чувствовал, что ей хотелось сразить атеиста «красотами» святоотеческих поучений. А мне стало невыносимо грустно и обидно за нее, за тысячи других таких же ослепленных, загипнотизированных религией женщин.
Что им внушают считать добром сегодня? Далекий вчерашний день. Узкий личный мирок, отгороженный от широкого мира, от общества, от людей замками и дверными цепочками. Муж может быть и дураком, но он муж, и жена обязана преданно глядеть в глаза этому дураку, даже если он своими глупостями разрушает этот самый дом, этот самый уют; она же еще обязана твердить ежечасно: «Я счастлива! Я избрала лучшее, на что может претендовать женщина! Я обречена молчать, но сердце мое поет от восторга. Терпение и послушание — мой самый естественный удел».
   В течение многих веков христианская религия стремится внушать женщинам, что они обязаны ей величайшими благами, всем самым лучшим, самым светлым. Сейчас же, когда у нас в церквах мало встретишь мужчин, когда большинство всех молящихся составляют именно женщины, церковники тем более тщатся закабалять их сознание, воспитывать их в мысли, что они всем обязаны церкви, чуть ли не даже самой своей жизнью.
   Какую же линию, какие нормы отношений к женщине усвоило христианство?
   На первый взгляд может показаться, что оно открыло самую широкую и прекрасную дорогу перед женщиной, поставило ее в один ряд с мужчиной.
   В послании апостола Павла к Галатам (гл. 3, ст. 27 и 28) говорится: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже... мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Этот же апостол в 1-м послании к Коринфянам пишет, что «неверующий муж освящается женою верующею» (гл. 7, ст. 14).
Говоря о семьях, где женщина приняла христианство, а муж остается язычником, тот же Павел в пропагандистских целях велит женщине не покидать такого мужа, не потому, впрочем, что это близкий человек. Смысл этого указания заключается в особом примечании апостола: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (гл. 7, ст. 16).
   Какая честь оказывается женщине! Но только до тех пор, пока дело касается вопросов «спасения души». Молиться, веровать, уповать на «спасение на том свете» женщина имеет право наравне с мужчиной. Впрочем, в мире нет такой религии, которая отказывала бы женщине в праве на место в потустороннем мире. Так что христианство ничего нового в этом отношении не сказало.
Большинство религий древнего мира, да и некоторые современные нехристианские религии дают женщине, наряду с мужчиной, право священнослужения. В христианстве она их лишена! Более того. Женщины, по учению православия, оскверняют алтарь и священнослужителей даже издалека, даже косвенно. Если священник или дьякон общался вечером со своей женой (законной, венчанной, заметьте!), то он на другой день, как нечистый, не смеет служить литургию, не смеет причащаться и сам.
   Но это еще не все. Женщина объявлена основоположниками христианства низшей и подчиненной не только в делах веры, но и вообще в человеческом роде. Апостол Павел, так горячо провозглашавший духовное «равенство» мужчины и женщины, объявляет: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава—муж...» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 3).
Этой подчиненности он придает и внешнее оформление: «...муж не должен покрывать (при молитве. — А. О.) голову, потому что он есть образ и слава божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею...» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 7—10).
   Обыгрывая наивную библейскую сказку о создании женщины из ребра первого человека — Адама, христианство обосновало вечное подчинение одной половины человечества другой, одного пола другому. И это подчинение проповедуется и по сей день.
Зайдите в любую церковь, в любую молельню. Посмотрите на море черных и белых платочков, которые надевают на себя, идя в храм, женщины, надевают как знак признания своей покорности мужчине. И дико себе представить, что делается это теми самыми руками, которые создают великие ценности жизни.
Женщине словами того же «священного писания» церковь внушала и внушает по сей день: «...а жена да боится своего мужа» (Ефес., гл. 5, ст. 33).
   Веками христианство, его «отцы духовные» — монахи, архиереи, патриархи и прочие рясоносители — внушали мужчине: «жена не властна над своим телом» (1-е Коринф., гл. 7, ст. 4), «жена связана законом, доколе жив муж ее...» (там же, гл. 7, ст. 39). И какой-нибудь пьяный подлец, глумясь над своей «половиной», считал это своим правом, установленным самим богом. Еще бы: он мужчина, соль земли, господин положения!
Христианское учение не делает оговорок и для тех случаев, когда муж-садист в пьяном виде выгоняет жену с детьми на мороз, когда он — тунеядец, пропивающий не только свою получку, но и то, что приносит домой труженица-жена!
Как бы тяжело ни было женщине в браке, она, раба и созданное богом для мужа развлечение, не смеет уйти от своего повелителя. «Жене не разводиться со своим мужем», — прикрикивает на нее апестол Павел (1-е Коринф., гл. 7, ст. 10).
На этом унижения не кончаются. Если женщину-страдалицу от мужского деспотизма — в конце концов бросит сам муж, то она становится изгоем, грязным отбросом общества. «Кто же женится на разведенной, тот прелюбодействует»,—говорит в Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 32) якобы сам Иисус Христос. «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, — прелюбодействует» —подтверждает Евангелие от Марка (гл. 10, ст. 12).
Так обстоит дело в семейно-брачных отношениях.
   А в общественных? Здесь законы христианского «слова божия» выражаются еще категоричнее, еще непримиримее, определеннее: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие...» (1-е Тимоф., гл. 2, ст. 11—13).
   Вдумайтесь в эти слова! Приводятся наивные легенды Ветхого завета о сотворении Евы, о ее грехопадении... И из этих сказок эпохи детства человечества выводится жестокое и жесткое предписание, определяющее весь стиль, весь уклад жизни. Молчи, покорствуй, рожай — вот твой удел, женщина, на земле...
   Наши писательницы Г. Николаева, А. Коптяева и десятки других своими талантливыми книгами заставляют людей думать, радоваться или грустить, бороться за улучшение жизни на земле. Женщины-профессора, женщины-педагоги, женщины-доктора учат, лечат. Славный женский Таманский гвардейский авиаполк во время Великой Отечественной войны уничтожил немало фашистов. А из церквей и молелен приказывают и угрожают женщине попы в черных рясах и постно-елейные сектантские начетчики: «Не смей, не дерзай, склоняйся!..»
   Дерзнувшую возразить останавливает «священное писание»: «Неприлично жене говорить в церкви» (1-е Коринф., гл. 11,ст. 35).
   Таковы основы, на которых христианство построило свои взгляды на женщину.

 

  Материал взят с сайта: http://www.atheism.ru/library/Osipov_2.phtml

 

 

Приложение №2.

 

ЛИЛИТ - ПЕРВАЯ ЖЕНА АДАМА.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

 

 

 

 

 

    Лили́т (ивр. לילית‎) — первая жена Адама в еврейской мифологии. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (Ис.34:14). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар.

 

   Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

 

   Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.

 

Содержание:

 

1   Этимология

2   Лилит в шумерской традиции

3   Лилит в еврейской традиции

4   Легенды о происхождении Лилит

5   Лилит в каббалистической традиции

6   Лилит в современном сатанизме

7   Лилит в художественной литературе и музыке

8   Лилит в астрологии

9   Литература

10 Кинематограф

 

 

 

Этимология.

 

   В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например, ивр. דממה לילית‎ — «дмама лейлит» — ночная тишь).

 

   Кроме этого в иврите (а возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Вероятно, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.

 

   Существует также мнение, что это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).

 

   Возможно, верны все точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

 

 

 Лилит в шумерской традиции.

 

   Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat). В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слезы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

 

   Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит.

 

   Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером [1] и Волкенстейном упоминают именно Лилит.

 

Лилит в еврейской традиции.

 

   Еврейские источники говорят о двух Лилит:

 

   Старшая Лилит — жена Самаэля, царица и мать демонов (ситра ахара).

   Младшая Лилит — супруга Асмодея.

   При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы.

 

   Самаэль часто отождествляется с Сатаной.

 

 Легенды о происхождении Лилит.

 

   Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит.[2] Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы[4], как и Адам. Собственно спор возник из-за позиции в сексе. Адам желал быть сверху в миссионерской позиции. Лилит же считала, что сверху должна быть она.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .

Три ангела застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

 

   После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной.

 

   Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

 

   Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорожденных, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зогар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).

 

Лилит в каббалистической традиции.

 

   В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

 

   Согласно Bacharach, ' Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

 

   В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

 

   Согласно каббалистической книге Зогар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль Бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно — оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, — поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнём[источник не указан 233 дня].

 

Лилит в современном сатанизме.

 

   Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля)[7], она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль[7], хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).[8]

 

   В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Черная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

 

   Исключением является Лавеевская традиция. В ней Лилит почти не упоминается. В остальных случаях её упоминают среди высших дьяволов:

 

   Мать Жизни и Смерти согласно материалам Templium Lilithi (Храма Лилит).[9]

….Из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия. Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града….

Мать Демонов согласно Книге Десяти Воззваний (Codex Decium) [10] Валентина Скавра.

О, Мать Лилит, Мать Демонов,

К Тебе взываю, Тебя приглашаю…

Царица Тьмы и нечистых чар,

Лица Твои — Ночь и Ужас,

Сердце Твое — средоточие Зла. Книга Десяти Воззваний (Codex Decium) [10]

 

   Одна из 11 высших дьяволов и супруга Сатаны в Либер Азерате (Liber Azerate)[7], изданной Храмом Чёрного Света (TOTBL).

От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы.

 

   От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.[7]

Мать Каина и супруга Сатаны в книге Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство» (Luciferian Witchcraft, Michael Ford) [8]

Методология совершения этого великого греха такова — зороастрийские и еврейские жрецы писали, что Ариман-Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)

 

   Одна из девяти высших дьяволов в «Полной Книге по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry).

Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорожденных младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.

 

   Лилит — княгиня (принцесса) Ада.

 

Мать племени демонов в Inferion.

Я — матерь племени Демонов.

Как ночь, я являю атрибуты своей власти.

Мое немилосердное присутствие

Обескровливает Вселенную.

 

Необходимо отметить, что перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на действительность.

 

 Лилит в художественной литературе и музыке.

 

   Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.

 

 

   Данте Габриэль Россетти Леди Лилит Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков.

 

   Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

 

   Так, у Гёте Фауст видит красавицу[13] и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

 

…Остерегись её волос:

Она не одного подростка

Сгубила этою причёской.

 

   У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти: «Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло» [14]

 

   В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

 

   У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света.

 

   Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

 

   Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

 

   Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

 

   В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

 

   Лилит упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Кошмар в Ред-Хуке».

 

   Так же является одним из действующих лиц в романе Клайва Баркера «Каньон холодных сердец».

 

   Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит»[17], ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссером Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

 

   В готик-метал «опере» Александра Каште под названием Tineoidea Samael и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом XXI века. Также Самаэль и Лилит — герои блэк-метал оперетты Die Liebe Gottes.

 

   У российской рок-группы «Аквариум» есть альбом «Лилит». Этот альбом является 19-м «естественным» альбомом группы и первым альбомом в 4-ом составе. После этого альбома группа стала носить имя «Aquarium Lilith Blues Band».

 

   Лилит упоминается в песне Via Nocturna группы Therion.

 

   У блэк-метал группы Lord Belial в альбоме Kiss The Goat есть песня с названием «Lilith — Demonic Queen of the Black Light» («Лилит — демоническая королева чёрного света»).

 

   В 2002 году в Германии фронтменом группы «Virgin Steele» Дэвидом Дефейсом была поставлена метал-опера «Lilith».

 

   У итальянской группы Theatres des Vampires, которая относит свою музыку к жанру «Vampiric Metal», есть песня «Lilith’s Child» («Дитя Лилит»).

 

   У российской рок-группы «Зимовье зверей» в альбоме «Родословная» есть песня «Дети Лилит».

 

   У финской англоязычной группы «Eternal Tears of Sorrow», исполняющей музыку в стиле «мелодический death-metal», в альбоме «Before the Bleeding Sun» (2006) есть песня «Sweet Lilith Of My Dreams».

 

   У блэк-метал группы «Moonspell» в альбоме «Night Eternal» (2008) есть песня «Dreamless Lucifer and Lilith».

 

   В 2008 году в Консерватории Сан-Франциско состоялась мировая премьера симфонической поэмы для большого симфонического оркестра «Лилит» Петербургского композитора Ильи Демуцкого.

 

Лилит в астрологии.

 

   Знак апогея орбиты Луны (также называемого Лилит и Чёрная Луна), принятый в современной астрологии. Багрово-алый цвет знака соответствует Скорпиону, обители Черной Луны.Под именем Лилит в астрологии понимаются различные объекты:

 

   Апогей орбиты Луны. Также этот объект называют Чёрной Луной. Немаловажно, что апогей может быть истинным или кажущимся. В современной астрологии рассматриваются оба варианта.

   Второй фокус лунной орбиты. Также этот объект называют Чёрной Луной.

   Неподвижная звезда Алголь.

   Астероид N 1181

 

 

   Гипотетическая планета.

 

   Гипотетическая планета. В 1898 году доктор Георг Вальтемас из Гамбурга объявил об открытии нескольких дополнительных спутников Земли. Спутник обнаружить не удалось, но по указаниям Вальтемаса астролог Сефариал рассчитал «эфемериды» этого объекта. Он утверждал, что объект настолько чёрен, что его невозможно увидеть, за исключением времени противостояния или пересечения объектом солнечного диска. Сефариал также утверждал, что Чёрная Луна имеет такую же массу, как и обычная (что невозможно, поскольку возмущения движения Земли при этом несложно было бы обнаружить).

 

   В настоящее время эта планета не используется ни в астрономии, ни в астрологии.

 

   На данный момент установилось исключительное соответствие имени Лилит и апогея (или второго фокуса) орбиты Луны. Эти две точки проецируются в свою очередь в одну точку натальной карты (всегда), поэтому их качества для астрологов неразличимы.

 

   Изображается в виде неполной Луны чёрного цвета над перевернутым или равносторонним крестом, рога серпа смотрят при этом вправо.

 

   Этой точке соответствует 8-й дом и знак Скорпиона, что, в свою очередь, означает её связь с магией и психологией.

 

   Распространена точка зрения, что Лилит или Чёрная Луна представляют силу индивидуации, позволяющую не слиться в единое целое с мета-сущностью, физическим Солнцем, нарушающую предопределённость и ведущую к тому, что Артур Мейчен называл «великим грехом» — хаотизации мироздания. Эта точка способствует освобождению человека, не позволяя Солнцу целиком определять его и делая осмысленным понятие «свободной воли».

 

   Существует представление, что Лилит обозначает проявления зла через ложь, обольщение злом и неправильный выбор, а также искушение.

 

   По мнению других астрологов, она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное.

 

   В более современных источниках Лилит (Чёрная Луна) часто связывается с Юнговским архетипом Тени. В данном случае она показывает скрытые, неосознаваемые стороны человека.

 

   Некоторые источники указывают Лилит, как точку «сильной женщины». Сильная Лилит в натальной карте женщины обозначает сильную личность. Сильная Лилит в натальной карте мужчины — притяжение к сильным женщинам.

 

   Также Чёрную Луну называют точкой тёмного духа. В данном случае она определяет собой ведьмовские способности рождённого. Также она показывает объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения.

 

Литература.

 

Liber Azerate, TOTBL Орден Черного Пламени, офиц. перевод E.T. 

A.M.S.G., автор V.Scavr, The Black Press, 2009.

The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5

Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005

Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV

Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей

Шарль Фоссе Ассирийская магия (с предисловием В. В. Емельянова)

Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Руслан Хазарзар Лилит и другие

Рыбалка А. «Энциклопедия еврейской демонологии»

 

Кинематограф.

 

   Логово змея / Serpent’s Lair

   Краткое содержание:

   Все неприятности бизнесмена Тома Беннета (Джефф Фэйи) и его жены начались с переезда в новую квартиру, где покончил жизнь самоубийством ученый-археолог. Подозрительные соседи, странная черная кошка и эротические сны с черноволосой незнакомкой делают жизнь Тома неспокойной. Но когда появляется сестра умершего археолога — черноволосая Лилит (Лиса Би), чтобы забрать вещи брата, — начинается настоящий кошмар в сериале «Сверхъестественное» Лилит — это невероятный по силе демон, стремящийся освободить Люцифера от его подземного заточения. Что впоследствии и происходит. Для освобождения Люцифера необходимо было снять 66 печатей из 666. И смерть Лилит была 66 и обязательной печатью.

   Интересно то, что сценаристы не отошли от мифа и сделали Лилит демоном-детоубийцей. Для того, чтобы поддерживать свою демоническую силу Лилит должна была питаться кровью детей.

   В фильме «Дело № 39» девочку, которая оказалась демоном, зовут Лилит

 

 

   В начало                                                                                                                                                            На главную

 

 

Как создавалась "Христос и грешница".

 

 

 

   Дата создания сайта 11.07.2009 года.

 Последнее обновление страницы 02.09.2017 года.